Если представить идеальный апокалипсис человеческой цивилизации, то всё начнётся с мирового экономического кризиса, вызванного полной утратой доверия в средства управления финансовой системой. После чего произойдёт обвал рынков. Когда финансовая активность полностью прекратится, а налоговые поступления сократятся до нуля, исчезнут наиболее влиятельные геополитические объекты, результатом чего станет возврат к различным формам анархического и автономного самоуправления. Группы людей, у которых будет достаточная социальная сплоченность, незатруднённый доступ к природным ресурсам, а также сохранённое культурное наследие, смогут выжить, в то время как других будет ожидать медленная погибель.
Конечно же, в данном сценарии есть ряд оговорок. Взять, к примеру, проблему глобального затемнения: эффект природного и техногенного загрязнения атмосферы мельчайшими частицами твердых веществ, в результате которого происходит отражение солнечных лучей с поверхности земли, что приводит к охлаждению климата на планете.
Учёные смогли измерить данный эффект после прекращения всех воздушных перевозок над сухопутной частью США из-за событий 9/11. Если мировая промышленность вдруг остановится, средняя температура на планете повысится на два градуса по Цельсию. Но даже если промышленность остановится уже завтра, эффект глобального потепления будет по прежнему быстро увеличиваться на протяжении большей части следующего тысячелетия (согласно последнему отчету межправительственной группы по изменению климата), что приведёт к кардинальному изменению климата Земли.
На планете, где экваториальная часть океана горячее русской бани, а высокие широты Арктики кишат аллигаторами, мы вряд ли долго протянем. И всё же, давайте постараемся взглянуть на вещи более оптимистично. Да, уровень воды в морях поднимется и затопит прибрежные районы, где проживает около половины населения планеты. Да, поля пересохнут, а растительность будет сметена сильными ветрами или смыта частыми проливными дождями. Да, температура воздуха в тропиках, а затем и в умеренном поясе станет настолько высокой, что все в тех регионах будут страдать от теплового удара. Но если этот процесс займёт несколько столетий, то выжившие люди смогут найти способ перекочевать на север и продолжить влачить своё жалкое существование, в попытках ужиться с остатками экосистемы.
Если заглянуть в историю, можно представить, как приблизительно будет выглядеть вышеупомянутый сценарий. Когда капитан Джеймс Кук высадился на побережье западной части Австралии, он был первым, кто повстречал австралийских аборигенов. До этого момента они не входили в контакт с внешним миром на протяжении порядка 40 тысяч лет. Аборигены говорили на множестве языков и диалектов, что делало невозможным появление какого-либо единого языка. Они не носили одежду и жили в небольших своего рода хижинах. Кроме палки-копалки у них было еще несколько инструментов для поиска съедобных корней, и острога для ловли рыбы. Они никогда не запасались едой даже на день вперёд. У аборигенов почти не было материальных ценностей, их не интересовала торговля. Одежда, которую они получали в подарок от команды корабля, сразу же выбрасывалась, как только люди Кука уходили.
В своём журнале Кук писал, что дикари по своей сути были вовсе безобидны. Тем не менее, когда члены команды начали ловить птиц и сажать их в клетки, коренные жители, будучи возмущенными таким поведением, потребовали их немедленного освобождения.
Лишение свободы любого существа (человека или животного) считалось для них табу. Еще большее негодование вызвало то, что люди Кука поймали не одну, а целых нескольких черепах. Эти животные размножаются весьма медленно, из-за чего неизбирательное браконьерство представляет опасность их популяции, поэтому было разрешено брать только одну черепаху за раз и только специально назначенному для этого человеку.
Кук считал местное население примитивным, не имея представления о ситуации в целом. На огромной, но засушливой и в основном бесплодной земле, где можно было выращивать лишь несколько видов растений, и где не было животных, которые бы поддавались одомашниванию, выживание дикарей зависело целиком от окружавшей их природной среды. Черепахи для них играли чрезвычайно важную роль, так как эти животные были способны выжить без людей, чего последние сделать бы не смогли.
Стоит ли гробить весь автомобиль только для того, что бы спасти руль? Какой в таком случае от него толк? Конечно же, если вы маленький ребёнок или вам не хватает ума, руль поможет прикинуться, что вы всё еще «на ходу».
Экономисты склонны рассматривать природную среду с точки зрения прибыли, которую можно из неё получить. Это как если бы вы, встав напротив зеркала, думали о своём теле, как о продукте питания, и о том, насколько вкусным оно могло бы быть.
Однако оказывается, что большая часть нашего экономического благосостояния стала возможной благодаря земным ресурсам, которые, к слову, предоставляются бесплатно. А именно:
- Достаточно чистая вода, чтобы её пить;
- Достаточно чистый воздух, чтобы им дышать;
- Подходящая для выживания человека температура окружающей среды — не слишком низкая и не слишком высокая;
- Леса, которые увлажняют и очищают воздух, а также контролируют температуру на суше;
- Океанские течения, делающие возможным ведение сельского хозяйства;
- Некогда полные рыбы океаны; хищники, которые сдерживают увеличение количества вредителей и паразитов и т.д.
Если бы нам пришлось на основании двусторонней сделки предоставлять такой же объем услуг, мы бы тот час же стали банкротами, а затем и вовсе исчезли с лица земли как вид. Основная проблема освоения других планет заключается в том, что это физически невозможно, но даже в противном случае у нас не хватило бы средств на выполнение этой задачи. Если учесть роль природных богатств в экономической деятельности, оказывается, что мы уничтожаем больше, чем создаём. Дальше — больше, ведь мы имеем слабое представление о процессах, протекающих в недрах земли.
Вдобавок, стоит упомянуть тот факт, что, по сути, мы вот уже несколько столетий подряд жертвуем собой во имя так называемого прогресса.
Капитан Кук открывал острова, которые были известны полинезийцам задолго до него. Похотливые, пьяные и жадные моряки распространяли венерические заболевания, алкоголизм и разврат, разоряя всё на своём пути. На смену морякам пришли миссионеры, которые заставили гаитянок носить платья с длинными рукавами и попытались запретить внебрачную связь.
Гаитяне смогли выжить, однако многие другие народы и культуры просто исчезли с лица земли, или же их численность сократилась практически до нуля. Угнетённым безвыходностью ситуации им не остаётся ничего другого, как просто сложить руки и наблюдать за происходящим.
Кому живётся лучше всех? Конечно же, тем, кто разрушает больше всех. Таким образом, вся эта риторика на тему «сохранения рода людского» не совсем уместна, ведь, по сути, мы делаем всё возможное для достижения именно обратного результата вот уже несколько столетий подряд.
Если хотите убедиться, что непоправимый ущерб природе уже нанесён, слетайте на тропический курорт. Проснитесь рано утром и загляните на пляж. Там вы обязательно увидите сильно загорелых людей, которые будут убирать мусор, выброшенный морем за ночь. Затем пройдитесь вдоль берега подальше от пляжной зоны.
Там будет столько мусора, что вы вряд ли сможете пройти: коряги, водоросли, но большинство — пластикового происхождения (полипропилен, нейлоновые сети и веревки, поплавки из пенополистирола, бутылки из-под лосьона для загара, моющего средства, минеральной воды, шампуня, пищевые контейнеры для еды и т.д.).
Пластиковые отходы со временем обесцвечиваются и становятся хрупкими, а затем распадаются на мелкие кусочки, которые остаются в таком состоянии на протяжении нескольких сотен лет. Последствия губительны: многие животные ошибочно принимают эти отходы за еду и глотают их. Это приводит к закупорке пищеварительного тракта, из-за чего они голодают.
Животный мир океана умирает: огромные территории, населенные планктоном, который, к слову, составляет основу океанической пищевой цепи, просто-напросто замещаются пластиковыми отходами. И этот пагубный эффект будет длиться еще несколько сотен лет.
Последствия пластмассовой чумы влияют и на сушу. Утилизация такого рода мусора весьма затратна, поэтому его просто сжигают. Это можно сделать без особого ущерба окружающей среде, однако для этого отходы необходимо сжигать при очень высокой температуре на специализированных объектах. Пластик может использоваться в качестве топлива для энергостанций, но такой способ переработки экономически не выгоден.
Таким образом, огромное количество пластикового мусора сжигается в открытых ямах при низкой температуре. Процесс окисления высвобождает в атмосферу широкий перечень химических соединений, включая те, что вызывают у животных нарушения гормональной системы, половые аномалии, бесплодие и ожирение. Последний пункт стал самой настоящей эпидемией во многих частях света, влияя при этом не только на людей, но и на другие виды.
Вот какое будущее нас ждёт: химические заводы будут и дальше производить синтетические материалы, большинство из которых попадёт в окружающую среду, тем самым загрязняя её. Люди со временем превратятся в страдающих ожирением бесполых существ. Женщины будут рожать неспособных к дальнейшему оплодотворению младенцев мужского пола. Хотя это уже начинает происходить: число сперматозоидов в сперме среднестатистического мужчины неуклонно снижается. Затем обнаружится, что женщины не смогут родить здоровых младенцев мужского пола без генитальных аномалий. Ну а потом они вовсе не смогут рожать. И вскоре вымрут.
Обратите внимание, что для развития такого сценария событий совсем не обязательны глобальные катастрофы или бедствия, всё просто должно немного ускориться.
Каждый раз, как вы покупаете шампунь, бутылку минеральной воды или еду в пластиковой упаковке, вы лишь ускоряете процесс попадания пластика в окружающую среду. Чтобы это не прекращалось, нефтехимические и химические заводы должны просто продолжать свою работу. Точно неизвестно, достаточно ли того количества пластика и связанных с ним токсинов, находящихся в данный момент в окружающей среде, для исчезновения нашего вида в скором времени.
Мы, конечно же, не откажемся от синтетической химии и не вернемся в каменный век, ведь это слишком плохо скажется на бизнесе. Да и в случае неминуемой гибели человечества, мы, скорее всего, захотим остаться в мире комфорта и цивилизации до самого конца.
Тех из нас, кто настроен на выживание, это наталкивает на мысль, что глобальному экономическому и политическому коллапсу лучше случиться раньше, чем позже. «Лучший» сценарий в данном случае будет примерно таков: за один день финансовые рынки утратят в себе доверие, результатом чего станет обвал всех долговых пирамид и прекращение кредитования. Международная торговля резко остановится. Не пройдёт и недели, как рухнет мировая торговая система. За пару месяцев коммерческая деятельность полностью остановится, а налоговые поступления сократятся до нуля, что, в свою очередь, будет означать отсутствие потребности в государстве, как политическом институте. В течение нескольких лет те единственные, кто сможет выжить, будут походить на описанных Куком австралийских аборигенов.
Одними из первых жертв коллапса станут энергетические компании, которые входят в список наиболее капиталоёмких предприятий. Дальше по списку идут химические компании, производящие пластик и другие органические материалы и химикаты. Как только сырьё для их продукции станет недоступно, они будут вынуждены остановить производство. Если нам повезёт, то количества пластика, находящегося в окружающей среде, просто не хватит для того, чтобы мы вымерли. Население планеты может сократиться до уровня тринадцати женщин (именно столько пережило один из ледниковых периодов, судя по анализам их митохондриальной ДНК). Но спустя какое-то время климат, вероятно, нормализуется, экология Земли восстановится, а вместе с ней и популяция человечества. Возможно, мы никогда больше не создадим такую технологически продвинутую цивилизацию, но сможем петь и танцевать, иметь детей, и, если повезёт, даже состариться в мирной обстановке.
И хотя всё вроде бы не так плохо, как нам кажется, случившаяся авария на Фукусиме наводит на размышление. Несмотря на то, что правительство Японии утверждает о полной подконтрольности ситуации, в действительности это не так. Никто не знает, что случилось с ядерным топливом из реакторов, которые расплавились. Ведь где-то должен находиться бассейн для выдержки отработанного ядерного топлива. Если вода в этом резервуаре выкипит, топливные стержни воспламенятся и расплавятся, или же, что еще хуже, взорвутся. Согласно мнению некоторых экспертов-ядерщиков, в таком случае нужно будет эвакуировать все северное полушарие.
Уровень радиации возле АЭС настолько высок, что рабочие не могут там вообще находиться. Поэтому ситуацию в тех местах вряд ли можно будет взять под контроль в принципе. Однако остаётся без сомнений тот факт, что насквозь пропитанные ядерным топливом здания со временем разрушатся. После чего город Фукусима вовсе станет непригодным для жизни.
Обычно атомные электростанции (АЭС) строят возле источников воды, которая используется для запуска паровых турбин и как проводник тепла. Из-за этого многие реки могут впоследствии высохнуть. Те АЭС, которые строят в водах океана, находятся вод угрозой затопления (штормовые приливы, цунами и т.д.). Как правило, рядом с АЭС находится бассейн для выдержки отработанного ядерного топлива. Для безопасного функционирования АЭС требует обеспечения электроэнергией на протяжении нескольких десятков лет. Если же достаточное количество их взорвётся, это приведёт к вымиранию животного мира и нас в том числе. Большинство умрёт от раковых заболеваний, даже не достигнув половой зрелости, а те, кто останутся в живых, не смогут производить здоровое потомство.
Из этого следует, что, если допустить крах мировой индустрии, долго протянуть мы не сможем. В то же время нам остаётся просто делать вид, как будто ничего не происходит, одновременно с этим продолжая разрушать окружающую среду с целью сохранения промышленности (добыча битуминозных песков, бурение в Арктике, гидроразрыв пластов и т.д.).
Подводя итог, стоит сказать, что всего вышеописанного, возможно, удастся избежать. В таком случае, нам нужно бросить все имеющиеся средства и силы на решение этой проблемы. Цена, которую придётся заплатить, вероятно, будет непомерно высокой, но это стоит всех денег мира и нескольких миллиардов жизней, а иначе всё вокруг уже просто не будет иметь значения.
Источник — http://cluborlov.blogspot.ru/2013/10/the-sixth-stage-of-collapse.html, перевод MixedNews
Да, уж… Зря первооткрыватели подобные Куку донесли неискушенному населению планеты значение денег. Жили себе здоровые люди, являясь частью природы, были по-своему счастливы. Согретые солнцем, накормленные землей, напоенные ключевой водой, опьяненные свежим воздухом они не нуждались в материальной роскоши. Деньги поработили всех. Убили все лучшее в человечестве и на Земле. Механизм уничтожения жизни на нашей планете запущен. Процесс необратим. Приостановить его, из-за нашего поклонения деньгам, невозможно. Нам остается подождать немного, чтобы увидеть кадры из кинофильмов наяву: пустыню без растительности, животных, воды, по которой ветер гонит мусор, оставшийся на память планете от человека.
Не кажется ли Вам, что механизм уничтожения является вполне естественным для нашего мира? Ведь если представить, что все ресурсы мира будут работать только на созидание, то просто физически не хватит места, чтобы заполнить созданным имеющееся у нас в распоряжении пространство. Не так ли?
Наша планета — как живой организм! И само собой разумеется, что, пока мы, «дети земли» занимаемся… кхэ-кхэ… политикой, вместо следить за равновесием духовным и этическим, она без нашей заботы приходит в упадок… Мало того, бардак в политике отвлекает внимание общественности и ответственных за экологию институций от таких важных проблем, как утилизация вредных веществ, загрязнение большими концернами воды и почвы, нехватка мусороперерабатывающих заводов… Одним словом, мы так загадили свой дом, что теперь только большое чудо может нас спасти от нас самих… Грустно…