Срединная империя, как издавна называют Китай, — страна контрастов как в общественной жизни, так и по климатическим характеристикам. Погода на Севере и на Юге страны может кардинально отличаться, что связано не только с огромными просторами Китая, но и с различным рельефом той или иной местности.
Представление о Поднебесной, как о жаркой стране, не всегда соответствует действительности: в период дождей во многих провинциях сильно холодает, зимой порой выпадает снег. Лето же бывает удушливым, особенно в июне и июле, зато весна прекрасна почти везде. Муссонный и субтропический климат большинства провинций делает весенний воздух влажным и способствует бурному цветению экзотических местных растений.
Побывавшие в Китае туристы говорят, что в селах летом не так жарко, а зимой не так холодно: за пределами мегаполисов климат мягче и ровнее. Разумеется, это можно объяснить наличием гор, низин, водных источников и другими естественными причинами. Однако, не последнюю роль в климатических отличиях играет техногенный фактор.
Знаете ли вы, что Пекин входит в число самых экологически загрязненных городов не только Китая, но и мира? И если жители Тяньин и Линьфэнь страдают от промышленной добычи свинца и угля, то Пекин — заложник автомобильного прогресса. Западные СМИ не зря называют столичное климатическое бедствие «воздухокалипсисом»: зимы в Пекине стали более холодными с резкими перепадами температуры, а вечерние прогулки с целью «подышать свежим воздухом» кажутся всё более безнадежными. Накануне Нового 2014 года на бизнес-портале о Китае Sinocom.Ru появилась целая ветка сообщений о сильном смоге над Пекином: наши соотечественники сдавали авиабилеты до Китая и откладывали поездку до лучших времён.
Причина смога — катастрофический рост частного автотранспорта. По статистике местных властей из 20 млн пекинцев примерно четверть разъезжает на личных авто. К этому числу добавляется транспорт, на котором приезжают в столицу гости, кто по делам, кто разлечься или проведать родственников.
Ограничения на въезд, которые регулярно вводит городская власть, результата не дают: китайцы находят возможность обойти запреты. Эксперты настаивают на введении строгих лимитов для покупки авто, однако для китайцев машина — вопрос престижа и показателя материального благополучия, так что любые меры подобного рода вызовут открытое недовольство среднего пекинца. Если китайцу придётся выбирать между чистым небом над столицей или автомобилем, он, несомненно, выберет второе.