Катастрофические погодные явления становятся новой нормой на нашей планете – готовы ли мы к такой жизни? В течение двух последних десятилетий мы игнорировали страстные призывы ученых осознать, что непрерывное сжигание ископаемых видов топлива опасно для Земли. Теперь мы будем вынуждены платить большую цену за наши ошибки.
Если бы читатели оказались вчера в спутнике, пролетающем над Америкой, они увидели бы несколько воистину удивительных, даже страшных зрелищ. Большая часть Северной Америки была закрыта раскинувшимся на две тысячи миль – от Техаса до штата Мэн – штормом, сбрасывающим с небес на землю огромное количество снега. В промежутках между завываниями ветра и шквалами снега, метеорологи описали этот шторм как, «вероятно, наихудший из когда-либо случавшихся в Чикаго», и сообщили, что на озере Мичиган волны достигали высоты в 8 метров.
Тем временем обширный циклон Яси вышел на берег штата Квинсленд в Австралии. Хотя шторм пришелся на отлив, служба погоды страны предупредила, что «его воздействие, вероятно, окажется более опасным для людей, чем любой из штормов, испытанных за последние 3-4 десятилетия». Особенно с учетом того обстоятельства, что его проливные дожди теперь выпадут на землю, уже затопленную предыдущими штормами.
Год только начался, и снова такие катаклизмы? Что ж, добро пожаловать на нашу планету образца 2011 года, которая, как непослушный подросток, решила проверить границы дозволенного. В течение двух столетий мы безбоязненно жгли уголь, нефть и газ, выбрасывая углерод в атмосферу; в течение двух десятилетий мы игнорировали все более и более горячие просьбы ученых обратить внимание на ситуацию. И вот в прошлом году природа решила повернуться к нам несколько другим местом. Так что всё только начинается!
Разумеется, были и прежде бураны, шторма и циклоны – наша планета всегда была готова угостить нас чрезвычайными событиями. Но, по определению, чрезвычайные события должны случаться редко, а тут вдруг они стали нередкими. В 2010 году девятнадцать стран установили новые небывалые температурные рекорды (что уже рекорд само по себе!), и, когда в начале июня столбик термометра достиг 53,3 градусов по Цельсию на землях вдоль Инда, весь азиатский континент побил прежние температурные рекорды. Россия загорелась; Пакистан утонул. Munich Re, самая большая страховая компания на земле, в прошлом месяце подвела итог ужасного года такой клинической фразой: «высокое количество связанных с погодными условиями природных катастроф и рекордных температур, зафиксированных как во всем мире, так и в отдельных регионах, указывает на грядущие дальнейшие изменения климата на планете».
Не нужно быть доктором философии, чтобы понять то, что происходит. Тот углерод, который мы вылили в атмосферу, удерживает теперь больше солнечного тепла вокруг планеты. И эта дополнительная энергия проявляется тысячью способов – от таяния льдов до чудовищных штормов. Так как теплый воздух может удерживать больше водяного пара, чем холодный, не удивительно, что атмосфера стала на 4% сырее, чем 40 лет назад. Это «4-процентное дополнительное количество влаги активизирует штормы, оно обеспечивает целую тучу влаги для этих штормов», – говорит Кевин Тренберт, глава секции анализа климата в Национальном Центре атмосферных исследований правительства США (NCAR). То есть кто-то закладывает в стакан кости на рекордные дожди, снега и прочие катаклизмы на Земле, встряхивает, и бросает. Вот, позавчера кости выпали на Средний Запад в Штатах и на Квинсленд. А год только начался…
Смысл всего вышесказанного прост: законы химии и физики действительно работают. Мы не просто живем в неком пригороде, или в условиях демократии свободного рынка; мы живем на земле, у которой есть свои, определенные правила. Физику и химию не интересует, что думает Владимир Путин; их не трогают вопросы переизбрания Барака Обамы. К сожалению, их не волнует даже цена бензина и хлеба в Египте. Больше углерода (точнее, углекислого газа) означает, что температура на Земле вновь повысится, что означает новые беды для землян – и эти беды только начались.
Пока что мы подняли температуру планеты на градус, чего уже было достаточно, чтобы растопить Арктику. Единодушное предсказание на нынешнее столетие гласит, что без решительных действий по прекращению использования ископаемого топлива – что надлежит сделать намного быстрее, чем это удобно с политической или экономической точки зрения, – мы увидим, как в двадцать первом веке средние температуры поднимутся на пять градусов. С учетом информации, что один градус позволяет растопить Арктику, должны ли мы считать себя жуткими счастливчиками?
Георгий Д. Федосеев, Журналист BCM.ru
Такое ощущение, что ученые и весь научный мир, который познает и понимает, какой вред мы наносим климату, и политики, бизнесмены, которые сидят на доходах от использования ископаемого топлива, живем не на одной планете! Статья от 2011 года, а сколько катастроф еще произошло с момента написания?! И с каждым годом, да что там годом, с каждым месяцем их число увеличивается! Страшно становится, а мы все не останавливаемся. Радует тот факт, что стали потихонечку внедрять альтернативные источники энергии в нашу жизнь, хотя это пока довольно дорого, и не каждый может себе позволить. Но поможет ли эта «капля в море» спасти наш климат от глобальных изменений, которые уже начали происходить?!